Интервью Ирины Арсентьевой с Федором КАРПОВЦОМ


Начальник Управления Федеральной Миграционной Службы России по г.Москве:
Новая стратегия по упорядочению трудовой миграции в Москве. Интервью от 25.03.2008

Пресс-конференция Федор Васильевич Карповец

Скачать MP3 файл можно здесь (для загрузки нажмите на правую кнопку мышки и выберите Save Target As)

ООН: Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по масштабам трудовой миграции. Так, в 2006 году в страну на заработки прибыло более 12 миллионов человек. Столь колоссальный наплыв рабочих рук порождает немало проблем. Особенно в Москве, которая как магнит, притягивает к себе огромное число искателей лучшей доли не только из российской глубинки, но и из ближнего и дальнего зарубежья.
О новой стратегии управления миграционными потоками Радио ООН рассказал руководитель столичного управления Федеральной миграционной службы России Федор Васильевич Карповец. С ним беседовала Ирина Арсентьева.

И.Арсентьева: Федор Васильевич, трудовые мигранты. Откуда и в каких областях они, в основном, заняты ?

Ф.Карповец: Это, естественно, постсоветское пространство. Это – страны ближнего зарубежья, практически, все союзные республики. Достаточное количество граждан – из Украины, из Молдовы, из Узбекистана, из Таджикистана. Не только из Ближнего, но и Дальнего зарубежья.

И.Арсентьева: Как Вы считаете, нужна ли трудовая миграция в Москве и, может быть, поток, который идет лавиной на Россию через Москву, все-таки направлять в другие регионы ?

Ф.Карповец: Ну я бы не стал ставить вопрос, что вся лавина трудовой миграции идет через Москву. Достаточно много субъектов Российской Федерации среди иностранцев приезжают, и имеют возможность находить себе работу. Просто в Москву их приезжает больше.
Но, извините, и регион, и производство, и промышленность, наверно, какие-то коммерческие дела... не только работников, зачастую, но и работодателей. Потому что иностранцы сегодня имеют возможность в Москве иметь свой бизнес. Им тоже нужны рабочие руки.
Тем более, город развивается. Город чист и ухожен. И не всегда это делается руками самих москвичей. Мы и в дальнейшем будем использовать иностранную рабочую силу. Но в том объеме, сколько она нужна в Москве. И если здесь есть необходимость использовать некоторое количество иностранных рабочих рук, то мы совместно с заинтересованными службами Правительства города должны создать условия для их нормальной работы. Создать им нормальные бытовые условия. Защитить этих иностранцев. Это – ряд вопросов, которые связаны с организованным набором рабочей силы.
Надо переходить не просто в ожидание, когда приедут и сколько приедут. Но уже планировать. Интересоваться в тех или иных отраслях хозяйства, сколько этих специалистов нужно. Тогда качество привлечения иностранной рабочей силы поднимется на более высокий уровень.
Мы приняли ряд конкретных мер по упорядочению этой ситуации. Значительно упростилось законодательство как въезда иностранцев на территории Российской Федерации, так и легализации по оформлению разрешительных документов.
За последние 10 лет миграционная ситуация стала более прозрачной. Мы владеем на сегодняшний день информацией сколько и с какой целью приезжают на территорию города иностранных граждан.
Мы сейчас боремся зато, чтобы не было излишка трудовой силы в городе. Потому что трудовые внутренние резервы есть, и москвичи – сами охотно трудятся в различных отраслях хозяйства. Мы должны защищать и их права.
В том же время есть определенные профессии, может быть, даже не особо привлекательные для москвичей. Иностранцы готовы выполнять те или иные работы. Поэтому сегодня Москва без мигрантов не обходится. Но стоит другой вопрос. Что в Москве нужно столько мигрантов, сколько, действительно, требуется для поддержания трудового экономического уровня и развития движения вперед.
Поэтому сегодня идет совместная работа с Правительством Москвы для того, чтобы упорядочить все процессы по привлечению иностранной рабочей силы. Часть людей может и не найти эту работу, внутри непонятно чем занимается. Определенная категория попадает к недобросовестным работодателям.
Поэтому законодатель значительно усилил меры ответственности как принимающей стороны, так и тех людей, которые принимают иностранную рабочую силу. Если наемный иностранец за нарушение может быть подвергнут минимальному штрафу в 2 тысячи рублей на сегодня, максимально – 5, то работодатель может быть наказан до 800 тысяч рублей за каждого незаконно принятого на работу иностранного гражданина.
На сегодняшний день все больше и больше работодателей пытаются оформить свою иностранную рабочую силу, обеспечивать их нормальными условиями. Не только работой, но и проживанием. Давать какие-то социальные пакеты.
Это повлияло сразу же на поступление налогов. Да, есть еще проблемы. Есть достаточно недобросовестных работодателей используют эти механизмы. Но Федеральная Миграционная Служба имеет сегодня возможность влиять на эти процессы. К сегодняшнему моменту это – два с половиной месяца с начала года мы вынуждены были применить серьезные штрафные санкции к ряду работодателей. И сумма этих штрафных санкций составляет более 200 миллионов рублей.
Порядок будет наводиться и в дальнейшем. Приложим все усилия для этого.

ООН: Руководитель Московского Управления ФМС России – Федор Карповец.


УФМС России по г. Москве (официальный сайт)